SEO-аудит сайта – это процедура оценки соответствия сайта некоторым требованиям, соблюдение которых позволяет достичь максимума в посещаемости данного ресурса целевой аудиторией из поисковых систем. Такая деятельность нацелена, прежде всего, на поиск критических ошибок, которые снижают эффективность поискового продвижения. Для проведения данного вида аудита сайта может использоваться множество программных средств и онлайновых инструментов.
Отметим, что поисковый аудит Интернет-ресурса может быть направлен не только на выявление проблем, связанных с поисковой оптимизацией сайта. В некоторых случаях целесообразным является проведения более комплексной процедуры, которая будет включать в себя три следующих крупных блока:
- Технический аудит представляет собой комплекс работ, который заключается в оценке качества технической реализации и функционирования сайта и направлен на выявление с последующим устранением программных неполадок и «уязвимых мест» Интернет-ресурса. Данная процедура в ее классическом варианте должна: 1) включать в себя проверку на соответствие кода веб-страниц ресурса существующим стандартам; 2) позволять выявить критические ошибки при работе клиентской и администраторской частей сайта, 3) дать оценку скорости загрузки и пр.
- Маркетинговый аудит сайта – это комплекс мероприятий, направленных на оценку эффективности работы сайта с позиции соответствия целям и задачам маркетинга, принятым в организации. Данный вид аудита, как правило, включает в себя анализ сегмента рынка и целевой аудитории, изучение деятельности конкурентов прежде всего в вопросах продвижения своих Интернет-ресурсов в сети, рыночный анализ и оценку контента. Такая проверка может позволить произвести оценку конкурентоспособности, коммуникативной и экономической (монетарной) эффективности продвижения анализируемого Интернет-ресурса и пр.
- Usability-аудит предполагает проведение оценки сайта на предмет удобства его использования потенциальными и реальными потребителями товаров и/или услуг компании. Основная цель данного вида комплексной работы заключаются в создании по результатам проведенной работы понятного, удобного и комфортного для просмотра, изучения и навигации Интернет-ресурса. Считается, что ресурс, успешно проходящий данную оценку, является прежде всего интуитивно понятным и визуально приятным для пользователя. Следовательно, ключевыми задачами Usability-аудита является выявление проблемных мест ресурса, которые затрудняют получение интернет-пользователем всей необходимой ему информации и усложняющих навигацию по разделам и страницам сайта, включая скудность предоставления требуемой информации по то варам и услугам, длину и запутанность цепочки переходов до страницы целевого действия и пр.
№ | Основные этапы проведения SEO-аудита и их краткая характеристика | Пояснения и полезные сервисы | ||
1 | Проверка технических параметров | |||
1.1 | Анализ инструкций в файле Robots.txt, | Инструмент: сервис анализа robots.txt в Яндекс.Вебмастер Пояснения: файл Robots.txt содержит информацию для поисковых машин с запретом к индексации определенных материалов и разделов Интернет-ресурса | ||
1.1.1 | Требуется проверить, все ли продвигаемые страницы открыты для автоматической индексации | |||
1.1.2 | В обязательном порядке должны быть закрыты от индексации различные служебные разделы, а также страницы с дублирующим контентом | |||
1.1.3 | Для продвижения в системе Яндексе желательна директива host с указанием главного зеркала сайта | |||
1.2 | Файл Sitemap.xml – документ со списком ссылок на все страницы сайта, сообщающий поисковым системам об организации данных на Интернет-ресурсе | Инструменты: валидаторы Sitemap в Яндекс.Вебмастер и в Google Webmaster.
Пояснения: файл помогает точно индексировать страницы |
||
1.3 | Оценка скорости работы сайта | Инструменты: PageSpeed Insights | ||
1.4 | Определение количества страниц в индексе поисковых систем, расхождение которого с фактическим количеством страниц сайта свидетельствует о проблемах с оптимизацией ресурса | Пояснения: существенно при проверке лишь значительное расхождение в цифрах | ||
1.5 | Поиск «битых» ссылок, которые ведут на несуществующие страницы | Инструменты: программа Xenu, Link Checker, Яндекс.Вебмастер | ||
2 | Анализ контента | |||
2.1 | Мета-теги. Наиболее значимые: тег «Title» уникален для каждой страницы ресурса и включает в себя фразу с вхождением ключевых слов; тег «Description» содержит мета-описание, которое учитывается поисковиками и используется при формировании сниппета (фрагмента текста под ссылкой в результатах поиска) | Инструмент: Seositecheckup Пояснения: тег «Title» задает заголовки страниц сайта, основное предъявляемое к нему требование – понятность для пользователей и поисковых машин. | ||
2.2 | Теги заголовков. Текст на страницах сайта структурируется при помощи тегов заголовков h1-h6, при этом заголовок h1 должен использоваться только один раз на странице и содержать вхождение ключевого слова. | Инструменты: программа Firebug | ||
2.3 | Оптимизация текстов. В текстах обязательно оптимальное вхождение ключевых слов, при этом контент должен быть естественным и интересным для пользователей | Пояснения: в системах авто- продвижения (напр., seowizard.ru, seopult.ru и др.) реализованы инструменты, которые сканируют страницы сайта и определяют уровень контентной оптимизации | ||
2.4 | Анализ уникальности текстов – наиболее ответственный шаг в проводимом аудите, который может выявить заимствование оригинального контента конкурентами | Инструменты: Copy- scape; Advego Plagiatus; Text.ru., eTXT Антиплагиат | ||
2.5 | Социальные кнопки – проверка наличия данных кнопок, флажков и пр. на сайте | Пояснения: SMO-оптимизация может существенно
повысить основные показатели работы ресурса. |
||
2.6 | Проверка адаптированности сайта под мобильные устройства | Инструмент – тестирование сайта на мобильных устройствах | ||
3 | Обзор трафика (посещаемости) | |||
3.1 | Эффективность ключевых запросов: регулярное проведение анализа и «чистки» семантического ядра для избавления от малоэффективных запросов | Инструменты: системы Яндекс.Метрика, Google Analytics; сервис SeoPult | ||
3.2 | Достижение целей: оценка степени достижения целевых значений ключевых показателей активности сайта, например, посещаемости, конверсии, глубины проникновения и пр. | Инструменты: системы аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics | ||
3.3 | Исследование динамики посещаемости: анализ количества трафика и его источников, оценка поведения посетителей на
сайте и пр. |
Инструменты: Яндекс.Метрика, Google Analytics; Semrush; SimilarWeb | ||
4 | Анализ ссылочной массы, который позволяет определить и оценить сайты, ссылающиеся на ресурсы, а также собрать анкоры (тексты с прикрепленными к ним
URL-адресами) и пр. |
Инстументы: Ahrefs, Яндекс.Вебмастер, Google Webmaster | ||
- SEO-аудит и его внедрение – самый первый и самый важный шаг. Разработчики в большинстве своем очень далеки от SEO. Основная задача SEO-аудита – привести сайт в соответствие с требованиями поисковых систем и устранить самые базовые проблемы поисковой безопасности.
В процессе SEO-аудита нужно проверить и исправить:
- настроены корректные ответы сервера
- прописаны рекомендации по повышению скорости загрузки
- проведена проверка индекса сайта
- найдены и устранены ошибки
- закрыты технические внутренние дубли
- переписаны и уникализированы метатеги (заголовки и описания)
От того, насколько и как быстро будет внедрен аудит, напрямую зависит дальнейший результат SEO. Очень часто даже само внедрение может дать значительный прирост в поисковом трафике.
- Контентная стратегия и контент-план. Контент – король Интернета, но в случае SEO это не просто слова. Проработанная контент-стратегия и четкий контент-план дают вам ряд сильных преимуществ в плане поисковой оптимизации:
- регулярное появление уникального контента на сайте
- охват и трафик из низкочастотных запросов за счет статей «Как сделать…?» и «Что значит…?»
- привлечение естественных ссылок и социальных сигналов на сайт
- улучшение поведенческих факторов
- Семантический анализ. Сбор и анализ ключевых слов – это сложная и кропотливая работа, но именно при ее выполнении вы можете найти жемчужины в песке. Регулярно ищите новые ключевые слова, пересматривайте свое отношение к старым.
- Ссылочная стратегия. Ссылки могут наращивать несколько человек или подразделений, но у них должна быть совместная стратегия, иначе вероятность оказаться под санкциями поисковых систем велика.
Ссылочная стратегия должна ответить на вопросы:
- откуда брать ссылки?
- с какими параметрами?
- с какой частотой?
- с каким анкорным текстом (коммерческие и некомерческие анкоры)?
- Юзабилити-аудит, PR- и SMM-стратегии – это как бы не про SEO, но в то же время от них зависит ряд факторов, которые могут помочь вашему сайту оказаться на более высоких позициях, чем он был до этого.
Задания для самостоятельной работы
- Проведите анализ главной страницы сайта, определенного для вас преподавателем, на уникальность.
- Примите решение о поисковых запросах, под которые должна быть оптимизирована данная страница данного Интернет-ресурса.
- В системе seopult.ru, определив целевые страницы под выбранные для главной страницы запросы, определите возможный бюджет на продвижение по данным словам.
- Оптимизируйте и придайте уникальность выбранной странице. Составьте краткое описание проделанных вами шагов согласно указанной в учебном разделе последовательности.